Крис Норман в Екатеринбурге 19 апреля 2002 г. |
Иногда нужно делать самому себе маленькие подарки. Особенно, если по ряду причин не сумел сделать себе большой подарок в виде, например, концерта “Deep Purple”, в кои-то веки забредших в наши дремучести. Билет на DP стоил (самый дешевый) – 2000 руб., что вызвало немалое брожение умов как в среде могущих позволить себе расстаться с такой суммой за один вечер, так и среди тех, кто такую сумму едва ли спускает за месяц. У одних желания не совпали с возможностями, у других – разум возобладал над желаниями. Так или иначе, на DP я не попал в основном из-за отсутствия приличествующей такому событию компании, способной разделить кайфы и восторги. Маленький подарок в виде концерта Криса Норман я решил сделать себе, уже не надеясь ни на какие дружеские компании. Просто пошел в кассы Дворца молодежи за полторы недели до назначенной даты и купил самый дешевый билет на предпоследний ряд за 600 руб. (самый дорогой стоил 3000 руб.). Никакого ажиотажа в кассах не наблюдалось. Прибыв ко Дворцу молодежи минут за 20 до начала, указанного в билете (19.00) и немного понаблюдав за прибывающей публикой, я не торопясь прошел лазерный и обычный контроль и поднялся к дверям в зал, привлечённый до боли знакомой мелодией “Taxman”. Обычная настройка инструментов пролила бальзам на душу заслуженного битломана и дала все основания ожидать и кайфы и восторги. Ничуть не смутило и то, что шедевр Харрисона исполнялся дурными женскими голосами – микрофоны подпевок тоже нуждаются в регулировке. Еще некоторое время я проводил социологический осмотр публики, основную часть которой, вполне предсказуемо представляли лица прекрасного пола от 30 до 45 лет. Но были и мужчины различной степени солидности. Концерт задержался на 45 минут. За это время многие успели выпить не по одной банке легких алкогольных напитков, а также рассредоточиться с дешевых мест на средние и передние ряды, поскольку четверть зала (особенно в середине) пустовала. Призывные крики публики долгое время не давали никаких результатов. В 19.30 наконец-то из-за кулис появились подозрительно развязные пританцовывающие звукоинженеры, которые были встречены едва ли не с тем же восторгом, с каким еще через 15 минут окончательно уставший от ожидания зал приветствовал вожделенного фигуранта. Сколько не готовься к моменту появления на сцене любимого артиста, а всё равно от волнения пропустишь какие-то нюансы. Всех подробностей появления Криса Нормана я не уловил. Видимо, он всё-таки появился в последнюю очередь, после того, как на сцену уже выбежали музыканты и парочка крутобёдрых подпевок, - все, на мой взгляд, хорошо – но в меру – подогретые шотландским скотчем или коньячком, дешевого российского разлива. Выглядел Крис вполне классически, практически ничем не отличаясь от своего “смоковского” образа: те же стильные джинсы, сапожки на скошенном каблучке, улыбка до ушей, всё та же прическа a-la 70-е. Только физиономия стала чуть толще и румянее. Если возраст и берет своё, то на Крисе он отражается как-то уж слишком благотворно! С его весьма презентабельным видом резко контрастировал вид его гитариста Джеффа Кэрлина, исповедующего имидж начинающего бомжа - мятые джинсы, кроссовки, кожаный полуплащ и кожаная же панама, из-под которой выглядывала мрачная небритая рожа. Надо сказать, что по ходу концерта то ли из-за тёплого приёма публики, то ли ещё по каким-то мне неведомым причинам Джефф весьма развеселился, скинул свои немодные верхние одёжки и даже делал попытки спуститься в зал, но отчего-то так и не довел своих намерений до конца (как мне кажется, не хотел вступать в разборки с охранниками, которые неизменно преграждали ему дорогу)... Имеет смысл сказать пару слов и басисте, весьма юном создании на вид лет 19-ти максимум 20. Отрешенным выражением лица и отвисшей губой он создавал впечатление явного имбицила, но играл при этом выше всех похвал. Впрочем, как и все остальные музыканты, совершенно мне неизвестные до этого момента. Правда, звук не до конца соответствовал идеалу, поэтому слова новых песен Нормана я разобрал не полностью. Концерт начался двумя песнями из последнего на данный момент альбома “Breathe Me In” (2001) “Let The Beat Begin” и “Sweet Surrender” – мощные вещи, абсолютно подходящие для начала. Потом Крис поздоровался с народом, сказал пару слов по-русски (“Добрый вечер”, “Спасибо”) и попросил разрешения говорить на родном английском. И на протяжении всего концерта он довольно легко общался с залом, который вряд ли понимал и половину из его речей, но всегда с энтузиазмом отзывался. Далее последовал репертуар “Смоуки” “If You Think You Know How To Love Me”, встреченная с гораздо большим воодушевлением, нежели номера открывшие концерт. Потом – с небольшой преамбулой о '78 годе и Сузи Кватро, которую нынче заменит другая не менее голосистая девушка (судя по всему, рыжеволосая Линн МакТаггэрт, с которой он записал практически все сольники 90-х)– “Stumblin' In”, исполненная мало того, что с привычным уже нормановским артистизмом (которому успешно подыграла и Линн), но и с огромным подъемом. Девушка Нормана в чём-то даже превзошла великую Сузи: если не в вокале, то уж в объёме грудей и бёдер – точно! Крис предупредил, что он будет петь песни и старые и новые, а также те, что посредине. Но сначала – в прошлое, во времена “Smokie”! И тут началось! Стандартный, но не тускнеющий набор эвергринов: “Lay Back In The Arms Of Someone”, “Something's Been Making Me Blue”, “I'll Meet You At Midnight”. Потом Крис напомнил о том, что несколько лет назад записал альбом, посвященный той музыке, которая вдохновила его творчество, музыке Элвиса, “Битлз” и Клиффа Ричарда. Нонстопом были исполнены несколько весьма ритмичных номеров: одноименная вещь с того самого альбома “The Growing Years” (1992), “Paperback Writer”, вещь полузабытой группы The Knack (“Ma Sharona”), своим выдающимся жёстким ритмом просто-напросто вынесла меня из кресла. Далее, по мере поступления адреналина в кровь, события в моей голове стали запутываться. Помню, что к середине концерта в зале уже практически никто не сидел. Прекрасный половина завалила солиста цветами. Тот в свою очередь, снял гитару (“Gibson”), присел на край сцены и облобызался с тремя счастливицами. Остальных целовать не стал, мотивируя это тем, что “вас много, а я один”. Вообще же цветы сыпались, как из рога изобилия. Были подарены также две бутылки шампанского и банка пива (видимо, с широкого мужского плеча). С особым воодушевлением встречены были легендарная “What Can I Do”, убойная “Needles and Pins” и просто мистическая вещь под названием “Living Next Door To Alice”. Неожиданно и мощно прозвучала битловская “With the Little Help From My Friend”. Несмотря на то, что исполнена она была в стиле Джо Кокера, Норман спел её с такой невероятной энергией, что никто бы не посмел упрекнуть его в повторе. После такого исполнения об артисте обычно говорят, что выложился полностью. Тем не менее, что-то пелось ещё, но уже из сольных альбомов. И, наконец, концертный вариант одной из самых любимых мною песен “Смоуки” “Don't Play Your Rock'n'Roll To Me” (я требовал её с самого начала концерта, но за общими воплями Крис вряд ли меня слышал). Длилась она не менее 10-12 минут, за счёт того, что солист раза три заставлял зал петь хором без музыкального сопровождения (нечто подобное когда-то делал Фредди Меркюри, но в основном с англоговорящим народом; в Е-бурге же по-английски отважились петь немногие, отчего и хор получился не очень стройным). На бис прозвучала “Midnight Lady” и – на закуску – “Oh Carol”. Этим двум вещам я внимал, стоя уже у самой сцены, с одной стороны оттираемый охранником, с другой – рискуя получить рукой по лицу от одного из самых восторженных зрителей – этакого не в меру разошедшегося толстяка (весом – килограмм 140, не меньше!), который плясал весь концерт и ужасно вспотел. Как только вся группа, включая Нормана, дружно откланялась – концерт, длившийся ровно 1,5 часа, был закончен. Моё правое ухо (направленное к ближайшей колонке) оказалось заложенным, но это тоже оказалось в кайф. Народ расходился весьма удовлетворённый, в каком-то взволнованном по-хорошему настроении. Я же не мог отделаться от прилипчиво-нежных, но – ёлки-палки – совершенно бессмертных мелодий и всё никак не мог заставить себя прекратить их напевать по дороге домой. Мало того, что концерт не разочаровал, он во многом превзошел мои ожидания. Полновесный рок-н-ролльный концерт, хотя и без всяких спецэффектов и фейерверков. Никогда я не сравнивал Криса Нормана с Полом Маккартни, но стоя у сцены и глядя на него снизу, я вдруг поймал себя на мысли, что есть в Нормане нечто маккартнивское. И в облике и в музыке! Непобедимая жизнеутверждающая позитивность. Этого в нашей жизни всегда не хватало и не хватает. Можно, конечно, сказать, что Крис Норман – это Маккартни для бедных. Но, на самом деле, Норман – это маленький Маккартни для провинции (достаточно взыскательной, но незаслуженно обделённой), которой всегда был Екатеринбург (да и вся Россия за минусом, разве что, собственной столицы)! |
© Mr.Kite, 11.05.2002. |
© www.chris-norman.ru |